Методическая работа

 

Методическая работа в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.Методическая работа - это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;2. Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;3. Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;4. Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;5. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;6. Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;7. Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;8. Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.Цель методической работы, функции.1 группа функций- формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности;-обогащение знаний педагогов;-развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;-развитие мотивов творческой деятельности;-развитие устойчивых нравственных качеств личностей;-развитие современного стиля педагогического мышления;-развитие педагогической техники;- развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.2 группа функций- функции по отношению к педагогическому коллективу;- сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;- выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;- организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;- контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;- выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;- стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;- приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.3 группа функций- обеспечивает посредничество между школой и широкими системами;-творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;- внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;- внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;- распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры, что способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.Формы организации методической работы в школе изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов.

Основными формами является:

1.Методический совет.Повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя. Входят опытные учителя, руководит работой методического совета завуч. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей определяет вопросы для рассмотрения на метод. объединениях, комиссиях: разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов в школе.

2. Предметное методическое объединение учителей.2.1.Включает учителей-предметников. Состав - 4-5 преподавателей одной области.2.2.Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы:а) по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний;б) внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;в) обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников;г) рассматривают результаты работы по ним;д) разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность;е) подготовка тематики и виды творческих, контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ.

3.Работа методического объединения проводится по специальному плану:- общая характеристика педагогической деятельности учителей данного предмета;- качества знаний учащихся; - формируются цели и задачи на новый учебный год;- определяются основные организационно-педагогические мероприятия;- определяются тематика и время проведения научно-методических докладов;- определяются формы и сроки контроля за качеством знаний, умений и навыков учащихся.

4.Проблемные семинары и практикумы.Сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность учителей.Содержанием работы проблемных семинаров могут стать современные педагогические теории.Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги.Необходимо квалифицированное руководство, серьезной подготовительной работы для организации проблемных семинаров и практикумов.

5.Школа передового опыта.Реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества.Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы проходит на добровольных началах.Ценность этой работы состоит в ее двухсторонней эффективности. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя-мастера.

6.Школа молодого учителя.В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.

7.Проблемные (инновационные) группы.Большое признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Могут возникать по инициативе руководителей школы, ученых-педагогов, так и самих учителей. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение передового опыта, так и опыта за ее пределами.При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе школы.

8.Деятельность педколлектива по избранной научно-методической теме.

9.Педагогическое самообразование учителя.Самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического опыта, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогическая деятельность.Методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей.Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и практики научно-методической работы в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *